Основная образовательная программа начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» (далее – ООП НОО)– это программный документ,на основании которого осуществляется управление и обеспечение качества образования в МКОУ СОШ №11.
ООП НОО разработана на основе Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Конвенции о правах ребенка, "Санитарно-
эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Сан Пин 2.4.2.2821-10), Устава школы, в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы.
Данная основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе.
Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать, владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией и т.п.
Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создается образовательная среда,стимулирующая активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Младшему школьнику предоставляются условия для развития способности соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос: что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести)»,но и набор конкретных способов деятельности – ответ на вопрос: что ученик должен делать, чтобы применять (добывать, оценивать) приобретенные знания.
Таким образом, наряду со «знаниевым» компонентом (функциональной грамотностью младшего школьного – умением читать, писать, считать), в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволяет соблюсти «баланс» теоретической и практической составляющих содержания обучения.
ООП НОО учитывает характерные черты младшего школьного возраста (от
6 лет 6 мес. до 11 лет):
• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания,
оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося,
направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности,внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными,психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
В соответствии с запросами родителей школой определено обучение в начальной школе по программам «Школа России», «Начальная школа 21 века»,
которые предусматривают оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей,интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего,то в роли организатора учебной ситуации.
Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ СОШ № 11 определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Целью образования, происходящего в форме учебной деятельности, является формирование ученика как СУБЪЕКТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, то есть школьника, обладающего УМЕНИЕМ И ЖЕЛАНИЕМ УЧИТЬСЯ, а именно,
умеющего определить цель либо учебную задачу, найти различные способы достижения цели, обладающего умением осуществить самоконтроль и
самооценку, умеющего принять решение о необходимости дополнительной подготовки и обладающего потребностью в самоизменении.
Основными субъектами образовательного процесса являются:
- учащиеся
- родители
- общественность (через участие в управляющем, попечительском и родительском советах школы).
ООП НОО определяет использование для достижения планируемых результатов следующих технологий и форм образовательного процесса:
Технологии:
· Технологии развивающего обучения
· Информационно – коммуникативные технологии
· Здоровьесберегающие технологии
· Технология контроля и оценки учебной деятельности
· Игровые технологии
· Проектные технологии
Формы:
· урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;
· учебное занятие как форма учебной деятельности для построения индивидуального детского действия;
· консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;
· домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов;
· внеучебные формы образовательного пространства как место тренировки
и предъявления сформированности общеучебных навыков (конкурсы, акции,
выставки, эстафеты, олимпиады, интеллектуально творческие игры, экскурсии, секции, кружки, мастерские, клубы, тренинги, погружения, общественно-
полезные и социальные практики, выездные школы).
Цельюреализации основной образовательной программы начальногообщего образования является:
- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений,
навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее -дети с ОВЗ);
- создание условий для формирования у учащихся базовых навыков
самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания,
обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.